piter-piter http://piter-piter.mypage.ru/ MyPage.Ru - Club 60 <![CDATA[На Исаакиевской площади пройдет грандиозный фестиваль света]]> http://piter-piter.mypage.ru/na_isaakievskoy_ploshadi_proydet_grandiozniy_festival_sveta.html
В конце октября жителей и гостей города ждет невероятное шоу в рамках осеннего фестиваля света. Сразу несколько достопримечательностей — Исаакиевский собор, Мариинский дворец и вся прилегающая территория — с помощью передовых технологий на два дня погрузятся в фантастический мир красочных иллюзий.
Если вы не успели сходить на фестиваль света, что проходил весной на площади Островского, то есть хорошая новость. В октябре нас ждет еще одно масштабное шоу на одной из самых красивых площадей Петербурга — Исаакиевской. Университет ИТМО представит новейшие технологии, с помощью которых фасады зданий буквально «оживут» на глазах у зрителей.

Проведение фестиваля подтвердил глава Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарёв. Он рассказал, что это уникальное мероприятие пройдет 28–29 октября. «Он будет проходить на Исаакиевской площади. Мы будем делать 3D mapping, уникальные интерактивные световые решения. Весь ансамбль Исаакиевской площади будет задействован для мероприятия. <...> Активная фаза шоу будет длиться всего 20 минут, но будет повторяться с различными изменениями», — поделился информацией Андрей Евгеньевич.

Проекции на стенах старинных шедевров архитектуры на Исаакиевской площади будут не просто сменять друг друга. Световое шоу станет полноценным уникальным мультимедийным спектаклем, сюжеты которого позволят переосмыслить культурное и художественное наследие и увидеть известные памятники в новом, сказочно красивом обличье.
]]>
Mon, 10 Oct 2016 15:44:35 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/na_isaakievskoy_ploshadi_proydet_grandiozniy_festival_sveta.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[«Грязная», но прекрасная. Интересные факты из истории набережной реки Мойки]]> http://piter-piter.mypage.ru/gryaznaya_no_prekrasnaya_interesnie_fakti_iz_istorii_nabere.html 279 лет назад, 29 сентября 1736 года, был дан указ об очистке Мойки и устройстве постоянной набережной.

Почти за три столетия небольшая речушка Муя, вытекающая из болота, превратилась в красивую водную магистраль, на берегах которой расположились дворцы и музеи. В XIX веке здесь возводили здания банков и министерств, храмы и шикарные особняки знати.

Муя-Мья-Мойка

Первое название реки звучало как Муя, что означало «грязная». Именно таким предстал перед строителями Петербурга узкий мутный ручей, вытекавший из топкого болота, на месте которого сейчас находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад.

Сейчас река берет начало из Фонтанки. Изменения произошли при обустройстве летней  резиденции императора Петра I — Летнего Сада, которое началось в 1704 году. Тогда рабочие прокопали участок от устья Муи до Безымянного ерика (именно так в то время именовали Фонтанку).

Стоит отметить, что гидротехнические работы на этом участке продолжались несколько лет. Итогом их стало появление Красного канала и Лебяжьей канавки, а также осушение ранее болотистой территории. Как писал автор первого подробного известного описания Санкт-Петербурга Андрей Богданов, река была обита сваями на подобии канала, кроме того значительно углублена, что «по ней всякие суда с великим грузом ходят свободно и сию реку более может всяк почесть за нарочно сделанный канал».

В документах, датируемых позже 1719 года, уже фигурировало другое название водного объекта – Мья, которое трансформировалось в 1726 году в Мойку. Существует несколько версий происхождений этого слова.  Богданов предполагал, что «сея речка названа Мойкой от прежней ее нечистоты…». Однако большинство историков склоняется к версии, что оно связано с глаголом «мыть». В пользу этой версии говорит то, что на набережных были построены несколько общественных бань, посетители который иной раз могли окунуться и в реке.

А. Е. Мартынов «Вид реки Мойки со стороны Императорских конюшен». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. 60х86 см. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810) Фото: Commons.wikimedia.org

Третьесортная вода

Качество воды в реке Мойки в те годы значительно уступало невской. Это сказывалось на тарифах водовозов, которые развозили «товар» по городу в бочках. Самую большую цену имела вода из Невы, немного дешевле стоила вода, вычерпанная из Фонтанки, а уж потом шла вода из Мойки и Екатерининского канала.

В 1843 году краевед Иван Пушкарев писал: «Вода в Мойке мутна, неприятна для вкуса и издает от себя иногда даже дурной запах...». Били тревогу и представители газетной братии. В одной из публикаций тех лет говорилось, что «если ранее вода в Мойке была подобна по чистоте и вкусу Невской, то столетие спустя вновь превратилась в протоку с грязной, мутной и дурно пахнущей водой».

Чтобы избежать массовых отравлений горожан даже вступил в силу приказ, запрещающий водовозам брать из Мойки воду для питья и приготовления пищи.

Дворцы на берегах

Набережная Мойки на протяжении нескольких веков считалась, как сейчас принято говорить, зоной элитной застройки. Сегодня, следуя на речном катере по ее водам, можно увидеть много достопримечательностей Петербурга.

Так рядом с Аничковым мостом по адресу набережная Мойки, 46 расположен один из образцов русского барокко — Строгановский дворец. Строительство его началось в 1753-1754 годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Считается, что раньше на этом месте находился скромный двухэтажный дом, построенный по проекту Михаила Земцова,  одноэтажный дом Строгановых, стоял ранее на набережной чуть южнее.

Строительство дворца началось в 1753-1754 годах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

На Мойке, 48 по проекту Валлен — Деламота и Александра Кокоринова был построен дворец графа Разумовского, занимавшего в течение полувека пост президента Российской академии наук. Позже здание было отдано Петербургскому Воспитательному дому, а в 1837 году  — Николаевскому сиротскому институту. В настоящее время здесь располагается Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

На набережной Мойки, 94 расположен знаменитый Юсуповский дворец. На первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец племянницы Петра I — царевны Прасковьи Ивановны. Позже во времена Елизаветы имение приобрел генерал-фельдмаршал Петр Шувалов, отец писателя Андрея Шувалова, при котором как раз и началось строительство современного здания по проекту Жан — Батист Валлен — Деламота.

Во времена Екатерины II усадьба перешла в казну, а позже была подарена щедрой императрицей своей подруге Александре Браницкой, племяннице ее фаворита — Григория Потемкина.

Лишь в 1830 году дворец у престарелой хозяйки выкупил Борис Юсупов. Именно с его фамилией в последующие десятилетия была связана судьба дома: пять поколений князей Юсуповых владели зданием вплоть до 1917 года.

Пять поколений князей Юсуповых владели зданием вплоть до 1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Также адреса на Мойке имеют дворец великой княгини Ксении Александровны (ныне в нем расположен Институту им. П. Ф. Лесгафта), дворец великого князя Алексея Александровича, множество доходных домов и особняков известных людей.

Пушкинские места

С набережной реки Мойки связано и имя Александра Пушкина. «У Конюшенного мосту» в доме княгини Софьи Волконской, сестры декабриста, семья поэта сняла квартиру в сентябре 1836 года. Прожить им здесь долго было не суждено. В январе 1837 года поэт был смертельно ранен на поединке с Дантесом.

По легенде, перед самой дуэлью Пушкин заезжал в кондитерскую Вольфа и Беранже, которая располагалась в те годы в доме купца Котомина на углу Невского и Мойки 57.

После смерти поэта квартира на первом этаже дома опустела. В феврале 1837 года вдова Александра Сергеевича с детьми покинули Петербург.

Сейчас в здании на Мойке, 12  расположен Мемориальный Музей-квартира  Пушкина, в котором воссоздана атмосфера последних месяцев жизни поэта.

 

]]>
Thu, 29 Sep 2016 09:46:33 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/gryaznaya_no_prekrasnaya_interesnie_fakti_iz_istorii_nabere.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[К 75-летию со дня начала блокады: 10 улиц, названных в честь героев защиты Ленинграда]]> http://piter-piter.mypage.ru/k_75-letiu_so_dnya_nachala_blokadi_10_ulic_nazvannih_v_ches.html

На самом деле таких улиц гораздо больше, дополнить предлагаем своими вариантами в комментариях. Итак, смотрим на карту и изучаем биографии тех, кто выстоял ради нас.

1. Улица Молдагуловой (соединяет Среднеохтинский и Большеохтинский проспекты)

Сироту Алию Молдагулову из Казахстана в Ленинград привез ее дядя Аубакир, студент Военно-транспортной академии. В 1939 году по неизвестным нам причинам дядя, у которого была своя семья, сдал четырнадцатилетнюю племянницу в детский дом. Его воспитанницей Алию и застала война. Детдомовская пионервожатая вспоминала, что однажды зимой 1941 года Молдагулова ушла за водой и пропала: ее нашли лежащей на улице без сознания. Врач диагностировал крайнюю степень истощения, и тут выяснилось, что Алия уже несколько дней отдает свой хлебный паек больной подруге Кате. К счастью, дети пережили страшную зиму и смогли уехали в эвакуацию. А в 1943-м повзрослевшая Алия поступила в школу снайперской подготовки в Подмосковье. Спустя год при освобождении города Новосокольники под Псковом она повела бойцов в атаку и героически погибла во время штурма немецких траншей. В 1970 году ее именем назвали ленинградскую улицу, которая теперь (помимо прочего) знаменита видами Парижа, нарисованными на торцевых сторонах нескольких домов (на фото).

2. Улица Харченко (проходит от Полюстровского проспекта до Новолитовской улицы)

Михаил Харченко – пулеметчик 2-й ленинградской партизанской бригады, который уничтожил более ста солдат противника. Его имя связано с малоизвестным подвигом Партизанского Края. В начале 1942 года партизаны и крестьяне из освобожденных деревень Ленинградской области собрали для блокадного Ленинграда более 200 подвод с зерном, мукой, мясом и другим продовольствием. Партизанский обоз болотами переправили через линию фронта и по льду Ладожского озера доставили в город 29 марта 1942 года. Одним из организаторов операции был Харченко: он прибыл в Ленинград вместе с подводами, и здесь, 8 апреля, ему присвоили звание Героя Советского Союза. К сожалению, в том же году, в декабре, он пал смертью храбрых в бою у поселка Дедовичи.

3. Ахматовская улица (г. Пушкин)

С началом войны Анна Андреевна Ахматова стала рядовым бойцом противопожарного батальона. «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство… Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под кленом, воспетым ею в «Поэме без героя», — рассказывала Ольга Бергольц. В собственно блокадном Ленинграде Ахматова пробыла двадцать дней: 28 сентября ее, тяжело больную, эвакуировали в Москву, а затем в Средней Азию. Но трагедию своего города она продолжала переживать, и переживания эти отразились в удивительных стихотворениях, которые поэт впоследствии читала по радио в Ташкенте (записи транслировали на весь СССР, включая Ленинград). «Птицы смерти в зените стоят. //Кто идет выручать Ленинград? //Не шумите вокруг — он дышит, // Он живой еще, он все слышит: // Как на влажном балтийском дне //Сыновья его стонут во сне, //Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба...»

4. Улица подводника Кузьмина (проходит от улицы Зины Портновой до проспекта Народного ополчения)

Многие не осознают, что помимо сухопутной блокады Ленинграда существовала еще и морская минная. Финский залив был перегорожен взрывными устройствами, и полностью очистить фарватер для свободного выхода в Балтику удалось только после окончания Великой Отечественной. Но пути на оперативный простор советские подлодки активно искали и в 1942-м, и в 1943-м годах. Именно такая задача стояла перед Павлом Кузьминым, командиром подводной лодки Щ-408, которая в боевом походе подверглась вражеской авиабомбардировке. По масляным кругам, оставленным раненым судном, финские корабли начали ее розыск. Тем временем Щ-408 пришлось всплыть для подзарядки аккумуляторов недалеко от острова Вайндло в Финском заливе. Преследователи обнаружили беглянку и, когда капитан cкомандовал срочное погружение, атаковали глубинными бомбами. Экипаж попал в тяжелейшее положение: на Щ-408 не было электричества, заканчивался воздух. Тогда Кузьмин принял решение всплыть, и принял неравный бой со сторожевыми катерами. Советским подводникам удалось подбить два из них, но на большее сил не хватило… Впоследствии, когда подробности сражения стали широко известны, британский ВМФ посмертно наградил Кузьмина званием почетного офицера ордена Британской империи V степени.

5. Улица солдата Корзуна (проходит от проспекта маршала Жукова до проспекта Народного Ополчения)

5 ноября 1943 года гвардии рядовой Андрей Корзун вел артиллерийскую дуэль с противником из Лесного порта Ленинграда на Гладком острове. Раненый во время бомбежки, он увидел, что осколок снаряда попал в здание пороховых складов и там начинается пожар. Не в силах потушить пламя с помощью шинели, он лег на огонь своим телом. Посмертно солдату было присвоено звание Героя Советского Союза, а в нашем городе в его честь не только названа улица, но и установлена памятная доска на месте гибели, в Лесном порту.

6. Улица Всеволода Вишневского (проходит от Малого проспекта Петроградской стороны до набережной реки Карповки)

В годы обороны Ленинграда драматург Всеволод Вишневский руководил Политуправлением Балтийского флота, но суть не в этом: он был главным (конечно, наряду с Ольгой Бергольц) голосом ленинградского радио. Говорил так, что ленинградцы, несмотря на тяготы блокадной жизни, находили время и возможность написать ему благодарственный отзыв. И даже некоторые пленные немцы, понимавшие по-русски, потом отвечали на допросах: решились сдаться после передач Вишневского. «Слушать его было наслаждение и труд», – писала Бергольц.

7. Улица танкиста Хрустицкого (проходит от проспекта Ветеранов до проспекта Народного ополчения)

Владислав Хрустицкий – командир 30-й отдельной танковой бригады: во время боев за освобождение поселка Волосово немцы нанесли опасный контрудар с целью отрезать батальоны Красной Армии, вырвавшиеся вперед. Подавая личный пример, Хрустицкий повел атаку на укрепления противника, увлек за собой другие боевые машины, но сам был подбит и сгорел в танке.

8. Улица Ольги Бергольц (проходит от проспекта Обуховской Обороны до московской ветки Октябрьской железной дороги)

Легендарный поэт, человек потрясающей внутренней силы, автор чеканной фразы «Никто не забыт. Ничто не забыто». Практически ежедневно Ольга Федоровна была в эфире Ленинградского радио, где читала свои переполненные энергией и волей стихи. Александр Фадеев вспоминал: «Она писала до войны. Она писала лирические стихи и рассказы для детей. Видно было, что она человек с дарованием, но голос у нее был тихий, неоформленный. И вдруг ее голос зазвенел по радио на весь блокированный город, зазвенел окрепший, мужественный, полный лирической силы и неотразимый, как свинец».

9. Улица партизана Германа (от Петергофского шоссе до проспекта Народного Ополчения)

Ленинградец Александр Викторович Герман, руководивший 3-й Ленинградской партизанской бригадой, по национальности был немцем. Это не мешало ему наводить страх на солдат вермахта и карателей, разворачивая партизанскую борьбу на юго-западе Ленинградской области и приближая день освобождения от блокады. Уникальный случай: в лесах он создал стационарную партизанскую базу cо своим собственным небольшим… аэродромом. В сентябре 1943 года майор Герман пал смертью храбрых, после чего бригаде было присвоено его имя.

10. Улица Шостаковича (проходит от улицы Симонова до проспекта Энгельса)

В первые дни войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович попросился добровольцем на фронт – получил отказ: ему предложили сосредоточиться на музыке. Тогда композитор засел в своей квартире и начал писать симфонию, которой суждено было стать знаменитой на весь мир. Первые три части были написаны уже во время блокады, остальное в эвакуации в Куйбышеве. Девятого августа 1942 года симфония прозвучала в Ленинградской филармонии. Очевидец вспоминал: «Билеты на премьеру Седьмой симфонии в Ленинграде давали как награду. И вот на сцене появились восемьдесят музыкантов оркестра, те, которые пережили блокадную зиму, военные с нашивками ранений, в бушлатах, в гимнастерках, в летной форме. Появился Элиасберг в безукоризненном фраке, в белоснежной манишке, поднял дирижерскую палочку, и микрофоны, настроенные звукорежиссером, возвестили миру о колоссальной моральной победе Ленинграда в этот день».

]]>
Thu, 08 Sep 2016 19:55:47 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/k_75-letiu_so_dnya_nachala_blokadi_10_ulic_nazvannih_v_ches.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[17 августа 1816 года открыт для проезда Поцелуев мост через Мойку.]]> http://piter-piter.mypage.ru/17_avgusta_1816_goda_otkrit_dlya_proezda_poceluev_most_cher.html
О его названии ходили легенды. Считали, что причиной ему стал обычай целоваться всем проезжающим через мост, независимо от степени близости и родства. Говорили, что здесь был городская застава, на которой прощались отъезжающие с остающимися. Но на самом деле название пошло от трактира купца Поцелуева, находившегося неподалеку.
С 1738 году здесь существовал деревянный пешеходный подъемный мост, раскрашенный в разные цвета, и получивший название Цветной. В 1768 году мост перестроили для транспортного проезда. При этом он стал 3-пролетным с каменными опорами. В 1816 году на этом месте был построен чугунный, однопролетный, арочный мост по проекту инженера и архитектора В. И. Гесте. Металлические конструкции моста изготавливались на уральских заводах Н. Н. Демидова. При въездах на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями.
В середине 19 в. богатый купец по фамилии Поцелуев купил дом на левом берегу Мойки, который находился всего в нескольких метрах от бывшего цветного моста. На первом этаже владелец открыл небольшой трактир и назвал его Поцелуй. Купец Поцелуев был человеком практичным, он перевёл свой трактир чуть ли не на круглосуточный режим работы. От посетителей не было отбоя ни днём, ни ночью. Посетители кабачка часто устраивали весёлые пирушки, расходились поздно, горланили песни и долго-долго прощались, стоя на мосту через Мойку.
В 1907—1908 годах мост был реконструирован для прокладки трамвайных путей с сохранением внешнего вида. В процессе реставрации были были утрачены гранитные обелиски с фонарями. Пролётное строение выполнено в виде двухшарнирной арки из литого железа, автор конструкции — инженер А. П. Пшеницкий.При этом несущие конструкции переправы были заменены стальными двухшарнирными арками, собранными на заклёпках, а ширина моста увеличена за счёт выноса на консолях за пределы несущей конструкции сооружения
https://ru.wikipedia.org/wiki/Поцелуев_мост_(Санкт-Пе..

]]>
Wed, 17 Aug 2016 09:54:36 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/17_avgusta_1816_goda_otkrit_dlya_proezda_poceluev_most_cher.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[Причалил к пристани кораблик]]> http://piter-piter.mypage.ru/prichalil_k_pristani_korablik.html Когда-то речные трамвайчики были основным видом общественного транспорта

Речной трамвай у пристани на Выборгской стороне, май 1903 г. Фотография ателье Буллы. Из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Нет ничего удивительного в том, что петербургский водный транспорт считается старейшим видом внутригородских коммуникаций. Петербург задумывался Петром I как крупный морской порт, важнейший отечественный узел торгового мореплавания и кораблестроительный центр. Как известно, царь-плотник требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или, в особых случаях, на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде.

Драконы у Адмиралтейства

Главным проспектом города была Нева: именно по ней в петровский парадиз прибывали именитые гости. Отсюда – требование Петра I к горожанам обустроить городские набережные напротив их домов. Неисполнение указа каралось конфискацией недвижимости. Первые пристани, вероятно, представляли собой нечто подобное нынешним деревенским причалам: установленный на сваях деревянный настил.

Более солидный причал – в камне – был сооружен в первые годы существования города лишь у Летнего дворца Петра Великого в Летнем саду. В правление Екатерины II набережные стали одевать в камень, и в середине XIX века большинство городских набережных уже были гранитными. Из этого же долговечного материала создавались и береговые части пристаней – ступенчатые спуски к воде.

Пристаней разного назначения в городе было немало, их число увеличивалось с ростом населения. Город, отапливавшийся дровами, нуждался в пристанях совсем уж непарадных – здесь выгружались барки с дровами. Известны старинные фотографии, запечатлевшие Фонтанку у Аничкова моста, сплошь заставленную тогдашними «лесовозами». О создании какого-либо художественного убранства пристаней чисто технического назначения речи не шло...

Другое дело – пассажирские причалы. Важно было привлечь путешественников, создать у них атмосферу праздника. Естественно, особо презентабельно должны были выглядеть пристани в парадной части города. Так, пристань у Академии художеств, созданную по проекту Константина Тона в 1830-е, планировалось украсить скульптурами укротителей коней. В итоге здесь появились древнеегипетские сфинксы, один из символов города и в наши дни.

В 1907 году, выбирая оформление временной деревянной пристани у Адмиралтейства (до наших дней она, конечно, не сохранилась), архитектор Фридрих фон Постельс применил экзотические мотивы норвежского стиля драконов – с высокими крышами, украшенными изображениями голов этих сказочных существ.

Даже пристаням попроще старались придать более-менее художественный облик. В 1925 году архитектор Павел Светлицкий построил на левом берегу Невы у Большеохтинского моста Смольнинский речной вокзал, облик которого напоминал об архитектуре русского барокко. Его граненый, будто бы церковный барабан был увенчан изящным куполом.

Водные линии

Речной транспорт издавна занимал заметное место в городских пассажирских перевозках. С последней трети XIX века неотъемлемой частью городских пейзажей были снующие по водным артериям города пароходики. В 1880-х было открыто пароходное сообщение по Неве и Фонтанке, затем и по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова). Подсчитано, что в начале XX века за год водным путем перевозились до 15 миллионов пассажиров!

Прежде всего – с одного берега Невы на другой. Действовали перевозы, например, от «Медного всадника» к Румянцевскому скверу, от Зимнего дворца – к Зоологическому саду, от Горного института – к Перевозной улице. Современная петербургская топонимика сохранила не только это название, напоминающее об активно использовавшихся водных маршрутах. Есть также Перевозная набережная в Невском районе и Перевозный переулок на Малой Охте.

В путеводителях по городу можно найти подробные описания маршрутов, называвшихся линиями. Продольная – с Васильевского острова на Большую Охту, к вокзалу не существующей ныне Ириновской железнодорожной ветки. По дороге пароходик делал несколько остановок, в том числе на Стрелке и у Летнего сада. Островская линия доставляла пассажиров от Летнего сада на Елагиноостровскую стрелку – излюбленное место гуляния столичного бомонда. Отсюда же, от Летнего сада, курсировал маршрут по Фонтанке – до Калинкина моста, и по Мойке – к устью Большой Невы.

В начале ХХ века пароходики были самым дешевым видом городского транспорта. К примеру, плата за проезд по всей Фонтанке от Летнего сада до Калинкина моста была установлена 5 копеек, а отправлялись пароходики не реже, чем каждые семь минут. Правда, стоимость путешествия в вагоне конки составляла те же 5 копеек, но дальность маршрутов зависела от протяженности проложенных путей. В результате подчас добраться до нужного пункта было выгоднее по воде. Трамвай же в нашем городе запустили лишь в 1907 году.

Любителей более дальних маршрутов ждал Шлиссельбург. На этом водном пути к древней крепости Орешек было установлено два десятка пристаней, поэтому дачники и крестьяне приневских деревень часто пользовались этим маршрутом. Напротив 8-й линии Васильевского острова располагалась Кронштадская пристань; в Кронштадт и Лисий Нос отправлялись пароходы и от устья Мойки. Чуть выше Литейного моста находилась пристань пароходов на Петрозаводск: многие отправлялись туда на заработки. К началу XX века речные пароходы эксплуатировались как Обществом финляндского легкого пароходства, так и купцом Шитовым: здоровая конкуренция!

После революционных потрясений водные пути возрождались медленно. Техническое состояние судов в те годы оставляло желать лучшего, а средств на поддержание речного транспорта в должном состоянии не хватало.

В 1960-х начались регулярные рейсы судов на подводных крыльях – «Ракет», а затем и «Метеоров», которые резво доставляли пассажиров в Петергоф, Ораниенбаум, Кронштадт. Активно эксплуатировался Смольнинский речной вокзал. Отсюда ходили «Ракеты» в Петрокрепость (Шлиссельбург), пригородные теплоходы до Невского лесопарка и дальше по Неве. Пассажирские глиссеры (легкие быстроходные суда со специально спроектированной формой корпуса, позволяющей как бы скользить по поверхности воды) курсировали до Новой Ладоги по Новоладожскому каналу, обслуживая садоводства. В 1950-е и 1960-е годы от Смольнинской пристани ходили туристские теплоходы на Валаам, а также по маршруту Петрозаводск — Кижи.

Развитие водного транспорта стимулировало строительство более крупных остановочных пунктов, прежние причалы исчезали. Так, в 1970 году на Неве выше Володарского моста построили Речной вокзал, и Смольнинский прекратил свое существование. В 2012 году та же участь постигла и сам Речной вокзал.

Сейчас в городе функционируют два причала – бок о бок на Октябрьской набережной, около Вантового моста: пассажирский порт «Уткина заводь» и Соляной причал. Последний назван так потому, что раньше на этом месте разгружали грузы, в том числе соль. В отличие от прежнего Речного вокзала, до которого от станции метро «Пролетарская» было пять минут пешего хода, до этих причалов добраться можно лишь наземным транспортом, и то не быстро.

Да, причал-то на месте прежнего Речного вокзала существует, но теперь это словно бы целинные земли: нет здания, где можно было бы присесть и укрыться от непогоды в ожидании своего маршрута. Ситуация с отсутствием в Петербурге, морском городе, современного речного вокзала выглядит абсурдной: даже в российских городах, куда меньших по размеру и не способных похвастать такой же туристической привлекательностью, есть достойные вокзалы. А у нас – пока только причальная стенка...

]]>
Mon, 20 Jun 2016 13:56:01 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/prichalil_k_pristani_korablik.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[Воробьинная элегия]]> http://piter-piter.mypage.ru/vorobinnaya_ellegiya.html У крыльца воробьи с наслаждением

Кувыркаются в листьях гнилых...

Я взираю на них с сожалением,

И невольно мне страшно за них:

Читать дальше]]>
Thu, 05 May 2016 14:14:15 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/vorobinnaya_ellegiya.html http://anjelohka.mypage.ru/
<![CDATA[Летний сад после реконструкции.Санкт-Петербург.Фото.]]> http://piter-piter.mypage.ru/letniy_sadposle_rekonstrukciisankt-peterburg.html Между реками Мойка и Фонтанка и Лебяжьей канавкой в Питере раскинулся знаменитый Летний сад.

Вход в Летний сад бесплатный, хотя он и огорожен высокой кованой оградой, а на входе стоят турникеты. При этом вечером Летний сад закрывается для посещений. Часы работы Летнего сада — с 10:00 до 22:00.

 

Читать дальше]]>
Sat, 30 Apr 2016 21:34:39 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/letniy_sadposle_rekonstrukciisankt-peterburg.html http://anjelohka.mypage.ru/
<![CDATA[Корюшка-что о ней нужно знать]]> http://piter-piter.mypage.ru/s/korushka-chto_o_ney_nujno_znat.html

Корюшка — рыбка, которая каждую весну радует петербуржцев своим свежим огуречным запахом. Корюшка относится к виду лучеперых рыб семейства корюшковых. Слово этимологически пошло от карельского kuoreh, вепсского koreh, финского kuore. Тело удлиненное, покрыто крупной, легко спадающей чешуей. Большой рот, серебристые бока, а спинка буро-зеленого цвета.

Читать дальше]]>
Mon, 18 Apr 2016 08:51:14 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/s/korushka-chto_o_ney_nujno_znat.html http://anjelohka.mypage.ru/
<![CDATA[На Малой Садовой восстановили фонтан «Шар».]]> http://piter-piter.mypage.ru/na_maloy_sadovoy_vosstanovili_fontan_shar.html

Реставраторы обещают, что теперь он будет не только крутиться, но и показывать время, как и было задумано первоначально. У фонтана есть 12 ступеней, та, на которую подаётся вода, показывает час. Самые внимательные жители нашего города заметили, что на каждой ступени нанесены шесть делений, обозначающие 10-минутные отрезки, так и определяется время по фонтану на Малой Садовой

]]>
Fri, 15 Apr 2016 20:49:01 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/na_maloy_sadovoy_vosstanovili_fontan_shar.html http://bianki.mypage.ru/
<![CDATA[Что за маркиз купался в Маркизовой Луже?]]> http://piter-piter.mypage.ru/chto_za_markiz_kupalsya_v_markizovoy_luje.html

Петербург, безусловно, город особенный, со своими строгими, аристократическими, а порой весьма любопытными, традициями. Например, у нас есть удивительное место — лужа, которую почему-то почтительно называют Маркизовой.

Читать дальше]]>
Wed, 06 Apr 2016 21:36:00 +0300 http://piter-piter.mypage.ru/chto_za_markiz_kupalsya_v_markizovoy_luje.html http://bianki.mypage.ru/